Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Изучение математики незрячими и успешное отображение её в графическом виде, прежде всего, зависит не столько от технических средств изображения, а сколько от умственных, психических способностей, творческих задатков учащихся, состояния здоровья. Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащих­ся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.
Работу по построению графика функции в тетради и формированию представления о нём рекомендую начать с координатной плоскости. Изображается она двумя взаимно перпендикулярными прямыми с помощью прибора для письма по Брайлю с указанием начала отсчёта в их пересечении, единичного отрезка, положительных направлений осей стрелками, разметкой штрихами и обозначением чисел против каждого штриха с учётом зеркальности письма по Брайлю (что составляет большую трудность).
В качестве единичного отрезка для удобства по оси ОХ берутся две клетки шеститочия с учётом расстояния между клетками прибора, а по оси ОY – высота одного шеститочия. На этой координатной плоскости изображайте точки, принадлежащие данному графику функции (для удобства можно выделять каждую точку знаком «=» по Брайлю, так как они будут более заметны на листе тетради слепым учащимся при построении). Затем, вынимая тетрадь из прибора для письма, перенесите полученные точки с лицевой стороны на изнаночную, прокалывая и утрируя их грифелем или карандашом для черчения по Брайлю. "Жирные" проколы точек будут служить ориентиром построения графиков функций: прямых, ломаных линий, парабол, гипербол и др. Завершая работу, накладывайте лист с координатной плоскостью лицевой стороной на «листовую» резину и соединяйте с помощью линейки, лекал обозначенные точки грифелем или карандашом с зубчатым колёсиком, получая при этом рельефное изображение на лицевой стороне листа. Аналогично строим изображения геометрических и стереометрических фигур

Сведения об авторе:
Логинова Нина Дмитриевна, учитель математики высшей квалификационной категории.
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III – IV вида»
Добавил: Марина (direktor)

Офтальмологи считают, что разглядывание стереокартинок, приносит несомненную пользу для зрения человека, поскольку развивают контроль над аккомодацией и конвергенцией (ведь приходится смотреть как бы сквозь картинку). Рассматривание стереокартинок является отличным упражнением для глаз.
Улучшается аккомодация глаз, поскольку сосредоточивание взгляда на определённом предмете сразу напрягает, а в последствие расслабляет глазные мышцы. Такие действия положительно сказываются на окуломоторных функциях глаз, и качество зрения значительно увеличивается, оно становится более чётким. Улучшается циркуляцию крови, за счет поочередного сжатия и расслабления прямых и поперечных мышц глаз. Усиление кровотока позволяет обезопасить глаза от повышенного или пониженного глазного давления. Сбои глазного давления являются одним из первых признаков и стимуляторов ухудшения зрения. Эмметропам, которые привыкли все время воспринимать стереоизображения с использованием обоих глаз, потребуется "развести" оси зрения, а на такое не каждый сразу способен! Лучше всего восприятие таких картинок должно быть у людей с типом зрения "моновижн" - когда один глаз миопичен, а другой - эмметропичен.
Однако лицам с глаукомой и катарактой рассматривание таких картинок не рекомендуется в силу увеличения нагрузки на работу мышц, которая приводит к усилению кровотока.
Полезно упражняться со стререокартинками тем, кто много времени провидит за компьютером. Однако стереокартинки все же лучше рассматривать на бумажном носителе, а не с монитора компьютера.
Автор: Шапкина Надежда Николаевна, тифлопедагог КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»
Добавил: Klubok

Применяется рефрактивная хирургия: операции, изменяющие фокус глаза путем изменения очертаний роговицы. Основная процедура — радиальная кератотомия (РК), разработанная еще в СССР. Она помогает при удлиненном миопическом глазе и при астигматизме. Автор ответа: офтальмолог Шатова Евгения Владиславовна,
Добавил: Александр Николаевич

Да. При умеренной близорукости зре­ние улучшается через несколько дней. При силь­ной близорукости процедура неэффективна.
Однако с возрастом зрение после РК ухудша­ется на близком расстоянии быстрее, чем это про­исходило бы естественным путем.
Процедура безопасна и эффективна, но тем, кто хочет расстаться с очками, нужно иметь в виду, что им могут скоро понадобиться очки для чтения.

Автор ответа: офтальмолог Шатова Евгения Владиславовна
Добавил: Влад

Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общение ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.
Добавил: Ольга

Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное  же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения  и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у  слабовидящих детей.
Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно-практических действий в учебе и быту.
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:

  • обучение самомассажу рук  и пальцев с целью укрепления кистей рук;
  • формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
  • развитие глазомера, координации глаз и рук.

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.
Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.
Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:

  • конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
  • раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);
  • складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв;
  • сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;
  • застегивание и расстегивание различных видов рамок;
  • рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;
  • работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;
  • игра в Золушку, знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание.

Добавил: Анастасия

Александр Петрович, сформулируйте свой вопрос более точно.
Добавил: Калеганов Александр Петрович (KALEG)

Здравствуйте, Людмила. Переживать не нужно. А вот подготовить ребенка к школе нужно обязательно.  Начинать надо не со шрифта Брайля, а с развития моторики рук (крупной и мелкой).  Для овладения рельефно-точечным шрифтом (РТШ) у ребенка должны быть развиты осязание и мелкая моторика. Руки должны быть   сильными, так как для накалывания одной точки требуется усилие порядка 200 г. Советуем обратиться в школу, а пока воспользуйтесь рекомендациями тифлопедагога.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА

  1. Научите своего ребенка активно использовать осязание, слух и другие сохранные органы чувств во всех видах познавательной деятельности, опираться на остаточное зрение.
  2. Научите своего ребенка правильно ходить, выполнять скоординированные движения руками и ногами, описывайте (говорите), когда он передвигается в пространстве. Пусть он дотрагивается до знакомых и незнакомых предметов, соотносит их расположение относительно себя. Учите употреблять в речи предлоги (у окна, за шкафом, около дивана). Называть форму, размер предметов.
  3. Дети должны уметь открывать шкафы, ящички, коробочки, вынимать из них предметы (складывать). Научите ребенка действиям и словам: «вниз — вверх», «ближе — дальше», «справа — слева», «впереди — позади».
  4. Сформируйте у ребенка обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда, транспорт, животные дикие и домашние, птицы, насекомые, цветы, грибы. Научите детей находить эти предметы в жизни, узнавать, описывать, рисовать, обводить трафареты. Рассказывайте,  для чего служит вещь и как ею пользоваться.
  5. Научите ребенка рассматривать лица людей, описывать их, если отсутствует зрение пользоваться осязанием.
  6. Дайте знания ребенку о самом себе, прочные навыки ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства «от себя».
  7. Учите правильной мимике, жестам, позе.
  8. Для рассматривания, ориентировке в пространстве используйте контрастный фон и звуковые сигналы (темная скатерть, яркая салфетка и светлая посуда и наоборот, колокольчики, озвученные мячи, игрушки).
  9. Постоянно давайте ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками. Не огорчайтесь, если ребенок запачкается или что-то повредит.
  10. Расширяйте круг их представлений и впечатлений. Для развития поз­навательного интереса чаще ходите с ними в зоопарк, цирк, театр, на предприятие, где вы работаете. Рассказывайте о том, чего ребенок не смог увидеть.
  11. Давая эталоны цвета, научите отыскивать их в реальной жизни. Используйте цветные картинки, т.к. они дают дополнительную информацию о предмете.
  12. Используйте  щадящий режим  непрерывной   зрительной  нагрузки -  5- 10минут, освещение настольной лампой.
  13. Покупая игрушки, помните, что они должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов. Картинки и схемы с четким контуром изображений (без лишних деталей), доступные восприятию детей. Хорошо, если они двигаются, издают звук.

Автор: Шапкина Надежда Николаевна, тифлопедагог КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» 

Добавил: Людмила