Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Изучение математики незрячими и успешное отображение её в графическом виде, прежде всего, зависит не столько от технических средств изображения, а сколько от умственных, психических способностей, творческих задатков учащихся, состояния здоровья. Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащих­ся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.
Работу по построению графика функции в тетради и формированию представления о нём рекомендую начать с координатной плоскости. Изображается она двумя взаимно перпендикулярными прямыми с помощью прибора для письма по Брайлю с указанием начала отсчёта в их пересечении, единичного отрезка, положительных направлений осей стрелками, разметкой штрихами и обозначением чисел против каждого штриха с учётом зеркальности письма по Брайлю (что составляет большую трудность).
В качестве единичного отрезка для удобства по оси ОХ берутся две клетки шеститочия с учётом расстояния между клетками прибора, а по оси ОY – высота одного шеститочия. На этой координатной плоскости изображайте точки, принадлежащие данному графику функции (для удобства можно выделять каждую точку знаком «=» по Брайлю, так как они будут более заметны на листе тетради слепым учащимся при построении). Затем, вынимая тетрадь из прибора для письма, перенесите полученные точки с лицевой стороны на изнаночную, прокалывая и утрируя их грифелем или карандашом для черчения по Брайлю. "Жирные" проколы точек будут служить ориентиром построения графиков функций: прямых, ломаных линий, парабол, гипербол и др. Завершая работу, накладывайте лист с координатной плоскостью лицевой стороной на «листовую» резину и соединяйте с помощью линейки, лекал обозначенные точки грифелем или карандашом с зубчатым колёсиком, получая при этом рельефное изображение на лицевой стороне листа. Аналогично строим изображения геометрических и стереометрических фигур

Сведения об авторе:
Логинова Нина Дмитриевна, учитель математики высшей квалификационной категории.
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III – IV вида»

Добавил: Марина (direktor)

Офтальмологи считают, что разглядывание стереокартинок, приносит несомненную пользу для зрения человека, поскольку развивают контроль над аккомодацией и конвергенцией (ведь приходится смотреть как бы сквозь картинку). Рассматривание стереокартинок является отличным упражнением для глаз.
Улучшается аккомодация глаз, поскольку сосредоточивание взгляда на определённом предмете сразу напрягает, а в последствие расслабляет глазные мышцы. Такие действия положительно сказываются на окуломоторных функциях глаз, и качество зрения значительно увеличивается, оно становится более чётким. Улучшается циркуляцию крови, за счет поочередного сжатия и расслабления прямых и поперечных мышц глаз. Усиление кровотока позволяет обезопасить глаза от повышенного или пониженного глазного давления. Сбои глазного давления являются одним из первых признаков и стимуляторов ухудшения зрения. Эмметропам, которые привыкли все время воспринимать стереоизображения с использованием обоих глаз, потребуется "развести" оси зрения, а на такое не каждый сразу способен! Лучше всего восприятие таких картинок должно быть у людей с типом зрения "моновижн" - когда один глаз миопичен, а другой - эмметропичен.
Однако лицам с глаукомой и катарактой рассматривание таких картинок не рекомендуется в силу увеличения нагрузки на работу мышц, которая приводит к усилению кровотока.
Полезно упражняться со стререокартинками тем, кто много времени провидит за компьютером. Однако стереокартинки все же лучше рассматривать на бумажном носителе, а не с монитора компьютера.
Автор: Шапкина Надежда Николаевна, тифлопедагог КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»
Добавил: Klubok

Применяется рефрактивная хирургия: операции, изменяющие фокус глаза путем изменения очертаний роговицы. Основная процедура — радиальная кератотомия (РК), разработанная еще в СССР. Она помогает при удлиненном миопическом глазе и при астигматизме. Автор ответа: офтальмолог Шатова Евгения Владиславовна,
Добавил: Александр Николаевич

Да. При умеренной близорукости зре­ние улучшается через несколько дней. При силь­ной близорукости процедура неэффективна.
Однако с возрастом зрение после РК ухудша­ется на близком расстоянии быстрее, чем это про­исходило бы естественным путем.
Процедура безопасна и эффективна, но тем, кто хочет расстаться с очками, нужно иметь в виду, что им могут скоро понадобиться очки для чтения.

Автор ответа: офтальмолог Шатова Евгения Владиславовна
Добавил: Влад

Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общение ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.
Добавил: Ольга

Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное  же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения  и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у  слабовидящих детей.
Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно-практических действий в учебе и быту.
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:

  • обучение самомассажу рук  и пальцев с целью укрепления кистей рук;
  • формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
  • развитие глазомера, координации глаз и рук.

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.
Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.
Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:

  • конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
  • раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);
  • складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв;
  • сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;
  • застегивание и расстегивание различных видов рамок;
  • рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;
  • работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;
  • игра в Золушку, знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание.

Добавил: Анастасия

Александр Петрович, сформулируйте свой вопрос более точно.
Добавил: Калеганов Александр Петрович (KALEG)

Здравствуйте, Людмила. Переживать не нужно. А вот подготовить ребенка к школе нужно обязательно.  Начинать надо не со шрифта Брайля, а с развития моторики рук (крупной и мелкой).  Для овладения рельефно-точечным шрифтом (РТШ) у ребенка должны быть развиты осязание и мелкая моторика. Руки должны быть   сильными, так как для накалывания одной точки требуется усилие порядка 200 г. Советуем обратиться в школу, а пока воспользуйтесь рекомендациями тифлопедагога.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА

  1. Научите своего ребенка активно использовать осязание, слух и другие сохранные органы чувств во всех видах познавательной деятельности, опираться на остаточное зрение.
  2. Научите своего ребенка правильно ходить, выполнять скоординированные движения руками и ногами, описывайте (говорите), когда он передвигается в пространстве. Пусть он дотрагивается до знакомых и незнакомых предметов, соотносит их расположение относительно себя. Учите употреблять в речи предлоги (у окна, за шкафом, около дивана). Называть форму, размер предметов.
  3. Дети должны уметь открывать шкафы, ящички, коробочки, вынимать из них предметы (складывать). Научите ребенка действиям и словам: «вниз — вверх», «ближе — дальше», «справа — слева», «впереди — позади».
  4. Сформируйте у ребенка обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда, транспорт, животные дикие и домашние, птицы, насекомые, цветы, грибы. Научите детей находить эти предметы в жизни, узнавать, описывать, рисовать, обводить трафареты. Рассказывайте,  для чего служит вещь и как ею пользоваться.
  5. Научите ребенка рассматривать лица людей, описывать их, если отсутствует зрение пользоваться осязанием.
  6. Дайте знания ребенку о самом себе, прочные навыки ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства «от себя».
  7. Учите правильной мимике, жестам, позе.
  8. Для рассматривания, ориентировке в пространстве используйте контрастный фон и звуковые сигналы (темная скатерть, яркая салфетка и светлая посуда и наоборот, колокольчики, озвученные мячи, игрушки).
  9. Постоянно давайте ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками. Не огорчайтесь, если ребенок запачкается или что-то повредит.
  10. Расширяйте круг их представлений и впечатлений. Для развития поз­навательного интереса чаще ходите с ними в зоопарк, цирк, театр, на предприятие, где вы работаете. Рассказывайте о том, чего ребенок не смог увидеть.
  11. Давая эталоны цвета, научите отыскивать их в реальной жизни. Используйте цветные картинки, т.к. они дают дополнительную информацию о предмете.
  12. Используйте  щадящий режим  непрерывной   зрительной  нагрузки -  5- 10минут, освещение настольной лампой.
  13. Покупая игрушки, помните, что они должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов. Картинки и схемы с четким контуром изображений (без лишних деталей), доступные восприятию детей. Хорошо, если они двигаются, издают звук.

Автор: Шапкина Надежда Николаевна, тифлопедагог КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» 

Добавил: Людмила

Навязчивые движения у дошкольников с выраженной зрительной депривацией могут быть проявлением невротического состояния и тогда следует проконсультироваться у детского психиатра по этому вопросу.
Навязчивые движения могут также оказаться и следствием неграмотного подхода в сенсорном развитии и воспитании незрячего ребенка, особенно в плане развития его тактильно-кинестетического восприятия. Такие навязчивые движения, как качание из стороны в сторону, надавливание пальцами рук на глазные яблоки, «непрерывное перебирание» пальцев и др., могут появиться у маленького слепого ребенка, предоставленного самому себе, вследствие недостатка двигательной активности и при остром недостатке информации, получаемой из внешнего мира, в условиях, когда он еще не умеет, да и не может самостоятельно обследовать окружающие предметы и действовать с ними. Отучить ребенка от навязчивых движений очень трудно. Поэтому родители должны постоянно «держать его в поле зрения», не позволяя малышу подолгу сидеть безучастно в кроватке, манеже, на игровом коврике.
Если Вы уже заметили у Вашего ребенка навязчивые движения, уделяйте ему больше внимания – совместная активная игровая, познавательная, трудовая деятельность, обучение приемам обследования предметного мира, окружающего пространства. Стимулируйте и поощряйте собственную активность ребенка, обеспечив при этом безопасность его передвижений, манипуляций с предметами и игр.


Возможные психологические причины:
1.Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве
Рекомендации.
2. Низкий уровень развития произвольности
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
Для корректировки отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве используются следующие упражнения:
1 Отработка понятий «правый» и «левый».
2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, под, над, за и т.д.)
3. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
4. Составление фигур из разрозненных деталей.
5. Использование игр с постройкой из кубиков.
6. Составление узоров из геометрических фигур.
7. Игра «Лабиринты»

Не может найти свою парту.
Возможные психологические причины.
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве.
2. Низкий уровень развития образного мышления.
3. Низкий уровень самоконтроля.
4. Низкий уровень развития долговременной памяти.
5. Адаптационный стресс (связан с большим количеством ярких событий)
Рекомендации:
1.Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения.
2. Тренировка памяти: запоминание слов, стихов, текста, чисел.
3. Играем кубиками
4. Графические диктанты, задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
5. Упражнения направленные на развитие наглядно - образного мышления("продолжи узор","составь фигуру", "сложи фигуры", "найди закономерность")


Эрозия роговицы представляет собой царапину (ссадину) на поверхности роговицы — прозрачной выпуклой оболочке передней части глаза. Будучи наиболее распространённой разновидностью травмы глаза, эрозия роговицы при правильном лечении проходит бесследно. Роговицу можно травмировать в процессе многих обычных действий (например занятия спортом, ремонт квартиры)

Царапина от ногтя или другого органическою материала можем привести к образованию долго незаживающей ранки;
затем наступает ухудшение; возможны осложнения. Последствия осложнений могут оказаться серьёзнее, чем можно было предполагать сначала.
Другие случаи травмирования роговицы связаны с попаданием в глаз химических веществ — от бытовых чистящих средств.
Ссадина роговицы часто встречается у тех, кто не вынимает на ночь твёрдые контактные линзы.
Так как роговая оболочка глаза чрезвычайно чувствительна, эрозия может быть болезненной.
При ссадине на роговице у вас может быть ощущение, как будто в глаз попал песок.
На наличие эрозии роговицы могут указывать слезотечение, размытое зрение, повышенная чувствительность и покраснение век. Возможна головная боль.

1. Промойте глаз солевым раствором (по возможности) или чистой водой. Используйте глазную ванночку или не- большой чистый стакан, ставя его краями
на косточку у основания глазной впадины. Промывание может помочь удалить из глаза травмирующее его инородное тело.
2. Энергично поморгайте несколько раз. Это движение поможет удалить небольшие частицы пыли или песка.
3. Потяните верхнее веко так, чтобы накрыть им нижнее. Ресницы нижнего века могут как бы «вымести» инородное тело из- под верхнего века.


Возможные психологические причины.
1. Низкий уровень развития общего интеллекта.
2. Слабое понимание грамматических конструкций.
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
4. Низкий уровень развития образного мышления.
Рекомендации.
1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога.
2. Психодиагностческие методики:а) методика Векслера, б) методика изучения осмысления на основе слухового восприятия,в) методика "Лабиринт".
Игры и упражнения.
1. Пробуждение "чувства деталей", тренировка внимания и памяти.
2. "Осознание словесного материала"(тренировка зрительной и слуховой памяти)
3. Упражнения на анализ вызванных эмоций, деталей, синтез.


К оптическим средствам коррекции относятся корригирующие очки и контактные линзы. Их назначает только врач-офтальмолог. Хорошо повышают остроту зрения телескопические очки. К ним прилагают дополнительные собирательные линзы; надетые с наружной стороны. Они усиливают увеличение системы. Но при корригированной остроте зрения ниже 0,05-0,08 телескопические очки обычно не помогают.
Также различные лупы 2-х и более кратного увеличения, с подсветкой и без помогают слабовидящим при чтении плоскопечаного текста.
Современная промышленность выпускает множество портативных и электронных ручных видеоувеличителей, которые дают возможность слабовидящим комфортно читать книги, журналы, рецепты, позволяющие рассмотреть мелкие детали любого объекта.


Здравствуйте, Валентина Михайловна!

В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить дифференцированный и специализированный подход к ребенку, если такое возможно. В классах должна быть обеспечена общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте (не менее 400-500 люкс). Учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. На отбор места для ребенка с нарушением зрения влияет, прежде всего, офтальмологический диагноз и степень снижения зрения. Если ребенок слабовидящий, т. е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду; Если ребенок сохранил частичное зрение, ему также следует сидеть на первой парте в среднем ряду. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой, по усмотрению учителя, который должен все же учитывать степень слышимости в этом месте. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Во время урока, особенно в процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой учеников с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 10 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 – 20 минут. Кроме того, незрячим ученикам должна быть предоставлена возможность осязательно изучить демонстрируемый материал.

В классе необходимо организовать специальный уголок тифлопедагогики, где имелись бы необходимые материалы для изучения шрифта Брайля, аудио оборудование для прослушивания ''говорящих книг'' в библиотеке, специальные учебники, книги, рельефно-графические пособия, оптические и неоптические адаптивные устройства и т.д.

Условия, которые должны быть созданы в массовых школах, определяются особенностями развития детей с нарушением зрения и их возможностями использовать нарушенный зрительный анализатор в процессе обучения.

С уважением, Попова О.С.

Добавил: Валентина Михайловна (учитель англ.яз)

Здравствуй, Андрей!

ППЭ (пункт проведения экзамена) обязан создать все условия согласно рекомендации ПМПК.

С уважением, Попова О.С.

Добавил: Andreyy

Уважаемая Татьяна Николаевна! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у Вашего ребенка нарушения в области зрения, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.

Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

  • реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
  • есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с нарушениями в области зрения (слепыми, слабовидящими);
  • осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции;
  • при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся. Организация имеет право включать в штатное расписание врача-офтальмолога и сестру-ортоптистку;
  • есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие осязания и мелкой моторики»; «Развитие коммуникативной деятельности»;
  • какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:
  1. есть ли учебные помещения (классы, специальные кабинеты), площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации урочной и внеурочной деятельности;
  2. есть ли учебные помещения для осуществления образовательного процесса (классы, специальные кабинеты): сенсорного развития, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекции речевых нарушений, ритмики и (или) адаптивной физической культуры, психологической коррекции;
  3. есть ли спортивные сооружения (залы, стадионы, спортивные площадки), оснащенными игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, соответствующим особым образовательным потребностям слепых обучающихся;
  4. есть ли помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет);
  5. есть в организации специализированные помещения – логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн;
  6. каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями зрения должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция зрительного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями зрения, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

С уважением, Попова О.С.

Добавил: Татьяна Николаевна