Кружковая работа – одна из педагогически целесообразных форм организации свободного времени школьников. Их основная задача – углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки, приобщать к искусству. 
Основной целью моего кружка художественного слова «Лира» является выработка практических навыков выразительного чтения и рассказывания и их совершенствования.
Знание родного языка и литературы – основа для формирования необходимых качеств речи: правильности, точности и выразительности. Первым требованием к речи считаю соблюдение лексических, грамматических, стилистических и фонетических норм.
Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. 
Говорить точно – уметь выбрать то слово, которое наиболее ярко характеризует предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместно и стилистически оправдано.
Говорить выразительно – значит выбрать слова образные, т.е. слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица.
Повышение и понижение голоса, остановки в речи, сила особо выделяемого, важного по смыслу слова, темп высказывания, добавочная окраска – тон, выражающий радость, гордость, печаль, одобрение или порицание, - всё это выразительные средства звучащей речи.
Речь без интонации невозможна. Интонация - высшая и самая острая форма речевого воздействия.
В какой бы форме не осуществлялась звуковая речь, основой всегда является мысль, чувство, намерения, говорящего или читающего. Сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика и слушателя. Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения.
Для совершенствования выразительности речи, формирования эстетического вкуса и чувства языка часто применяю информационно – ценностный метод обучения, который заключается в использовании звуковых ориентиров («живое слово» записанное на магнитофон или диктофон, художественные тексты в аудиозаписи, запись чтения ученика с последующим анализом речевой деятельности). Детям важно слышать правильное звукослияние, т.е. живое слово. Занятия художественным словом и речью помогают детям успешнее адаптироваться во взрослой жизни, увереннее общаться со здоровыми людьми. 
Выработке практических навыков выразительного чтения и рассказывания и совершенствованию их способствуют специальные упражнения и задания. 
Мы часто выезжаем с концертами и перед выступлением обязательно знакомимся со сценой. Считаем шаги, встаём с вытянутыми руками, смотрим, где находятся лампы, как оформлена сцена, находим середину. Дети знают, что на сцене есть «запретная зона» - это полметра до переднего края (авансцена).
Часто у слабовидящих детей не развита мимика и пантомимика. Это предмет нашего постоянного внимания. Учу детей держать голову поднятой, взгляд – поверх голов или направлен в зал. Предлагаю детям выполнить различные движения, чтобы пластикой своего тела полнее выразить мысли автора.
Самый интересный процесс в педагогике – рост личности ребёнка. Наблюдения показывают:
• идёт духовное обогащение детей, они стали смелее и точнее высказывать свои мысли;
• развивается память, ребята легче запоминают текст;
• расширяется эмоциональная сфера;
• жесты и мимика стали близки к средним возрастным характеристикам;
• идёт коррекция чувственного отражения действительности.
  На занятиях мы много шутим и смеёмся. Я считаю, что атмосфера радости от общей деятельности – необходимое условие в творческих занятиях вообще с детьми. Так возникает атмосфера творческого содружества.
Основная задача кружка художественного слова «Лира»: 
  • развивать творческие способности детей;
  • учить общению в разновозрастном коллективе;
  • воспитывать детей через словесное творчество; 
  • учить сценическому мастерству, искусству грима и костюма;
  • знакомить с творчеством мастеров художественного слова;
  • пробуждать интерес к литературному творчеству;
  • учить культуре речи;
  • повышать функциональную грамотность учащихся (языковые разминки – обязательный атрибут каждого занятия);
  • углублять и расширять кругозор учащихся;
  • удовлетворять их интересы и запросы;
  • прививать практические умения и навыки;
  • приобщать к искусству;
  • повысить речевую компетентность обучающихся;
  • учить характеризовать художественные особенности текста во взаимосвязи с его проблемным содержанием, определять изобразительные средства, их роль в выражении авторской позиции;
  • учить чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения;
  • развивать интерес к читательской деятельности;
  • развивать интерес к научной деятельности.
Основная цель:
  • выработка практических навыков выразительного чтения и рассказывания и их совершенствование;
  • создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании; 
  • реализация её творческих возможностей;
  • становление духовного мира человека;
  • обеспечение языкового развития учащихся;
  • помощь в овладении речевой деятельностью;
  • умение пользоваться речью в жизни как основным средством общения.  
  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству родного языка, 
  • «проба пера»;
  • формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
  • осмысление различных элементов идейного содержания и художественной структуры литературного произведения.
Методические условия реализации программы
Методы: 
  • Совместное чтение текстов; 
  • Обсуждение, анализ их содержания, множественности скрытых смыслов и подтекстов; 
  • Выполнение творческих заданий (импровизированные устные философствования, диалоги, дискуссии, рисунки, сочинения); 
  • Игры; 
  • Инсценировки на заданную тему; 
  • Тренинги и упражнения; 
  • Беседы, рассказы учителя. 

Формы обучения: 

  • Творческие мастерские; 
  • Мини-конкурсы; 
  • Постановочная и репетиционная работа. 
Кружок базируется на знаниях, приобретаемых учащимися при изучении русского языка и литературы. Знание этих предметов – основа для формирования необходимых качеств речи: правильности, точности и выразительности. Первым требованием к речи считается соблюдение лексических, грамматических, стилистических и фонетических норм.
Кружок художественного слова «Лира» посещают учащиеся 5 -12 классов.
Программа рассчитана на 2009 -2010 учебный год.
Работа по формированию умения выразительно читать и рассказывать должна привести к систематическим выступлениям с художественным чтением и рассказыванием в концертах, литературно – музыкальных композициях, агитбригадах, детских утренниках, а также к выступлениям с произведениями собственного сочинения.
Перечень умений и навыков:
На занятиях кружка художественного слова «Лира» дети учатся пользоваться выразительными средствами звучащей речи: 
  • повышение и понижение голоса;
  • остановки в речи;
  • сила особо выделяемого, важного по смыслу слова;
  • темп высказывания;
  • добавочная окраска – тон, выражающий радость, гордость, печаль, одобрение или порицание;
  • интонация.
Основой звучащей речи всегда является мысль, чувство, намерения говорящего. Сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика и слушателя. Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения (отрывка).
 Овладение умением выразительно читать и рассказывать требует от каждого большой настойчивости и системы работы над своей речью. Выработке практических навыков выразительного чтения и рассказывания способствуют специальные упражнения и задания, помогающие приобрести особое чутьё языка.