Мимика и пантомимика

 

Организация и содержание занятий по развитию зрительного восприятия (РЗВ)

 

 

Умение рационально пользоваться остаточным зрением обеспечивает обучающихся с глубоким нарушением зрения самостоятельную ориентировку в пространстве, повышает эффективность его труда, облегчает интеграцию в современном обществе.

Управление РЗВ осуществляется на научной основе, с учетом офтальмологических требований и сведений о характере нарушений психофизических механизмов ЗВ.
Работу с каждым ребенком тифлопедагог начинает с глубокой диагностики, данные заносятся в специальные таблицы, определяется уровень РЗВ и составляется программа работы.
 
Для работы оборудован кабинет РЗВ. В своей работе с детьми используем компьютерные программы для восстановления зрительных функций глаз, игры для повышения остроты зрения при амблиопии. Весной и осенью для всех воспитанников проводится ежедневный курс лечебно- тренировочных упражнений по компьютерной программе «Релакс» (10 сеансов). 

В кабинете имеются необходимые средства коррекции, богатый наглядный материал, изготовленный качественно и с учетом зрительных возможностей обучающихся.

Тифлопедагог учит ребенка видеть в процессе действия с объектом. В процессе предметно- практической деятельности у детей развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, осязание, формируются приемы осязательного и зрительного восприятия объектов, зрительно- моторная координация, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия.
Группы комплектуются с учетом возраста, клинической формы заболевания, состояния зрительных функций. Каждая группа состоит из 3 - 4 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность 30 минут.

Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут.
В ходе занятий тифлопедагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительного утомления. Строго соблюдает требования гигиены к освещенности, позе и осанке. Работает в тесном контакте с офтальмологом.

Кабинет наполнен большим количеством игровых ситуаций и зон с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам и уровню развития.

Магнитные доски, фланелеграфы, уголки с объемными игрушками по сюжетам народных сказок – это формирует у ребенка поисковую операцию, интерес к заданиям, творческое начало. В кабинете стены, двери, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, лежа, сидя, расслаблялся зрительно и физически.

Для расслабления есть индивидуальные яркие коврики. Во всех видах деятельности используется музыка, художественный образец в картине, слове. Все это дает возможность тифлопедагогу проводить игры и упражнения одновременно на РЗ функций по современным традиционным нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.

Большую помощь в обеспечении процесса развития зрения у детей оказывает Институт Коррекционной педагогики в лице заведующей Лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения В. З. Денискиной. Школа использует ее материалы и рекомендации в своей работе.