Главная » 2015 » Октябрь » 5 » Проект «Светоцветики» завершен
11:28
Проект «Светоцветики» завершен


В семье родился слепой ребенок. Родители понимают, что обучаться придется в специальной школе. И чем ближе школьная пора, тем больше появляется волнений и тревог. Возникновение их вполне оправдано: ребенок подошел к одному из важнейших моментов своей жизни. Не случайно в педагогике этот период называется кризисным. Для ребенка с глубоким нарушением зрения этот кризис зачастую усугубляется. Готов ли он к решению многих проблем, с которыми столкнется в школе? Можно ли быть уверенным в том, что этот кризисный период не будет для него острым и болезненным?


Многие родители начинают консультироваться с тифлопедагогами задолго до того момента, когда ребенку предстоит перешагнуть порог школы. И только тогда начинают понимать, что специальное обучение- это особая образовательная система, которую постичь самостоятельно довольно трудно. В специальной школе работают педагоги, имеющие дефектологическое образование и квалификацию тифлопедагогов, знающие психологию слепых, специальные методики обучения детей с патологией зрения, владеющие шрифтом Брайля. Это специалисты, которые могут квалифицированно обучить ребенка при помощи особых методов и приемов не только чтению и письму, но и всему тому, чему учат зрячих детей в обычных массовых школах. В школе имеется специальное оборудование: пособия, приборы, приспособления, книги, помогающими слепым детям овладеть знаниями по программе, а также многими полезными умениями и навыками. Встает вопрос, как воспользоваться возможностями специальной школы для подготовки дошкольников.


Принимая во внимание пожелания родителей будущих учеников, в «Бийской общеобразовательной школе-интернате № 3» был разработан проект создания группы кратковременного пребывания слепых дошкольников с целью оказания компетентной помощи в раскрытии возможностей ребенка и проведении коррекционной работы по подготовке к школе и дальнейшей социализации. Проект получил название «Светоцветики» и принял участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Проект стал победителем и на его реализацию от Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации был получен грант в размере 1200000 рублей. Проект рассчитан на 18 месяцев.


Реализация проекта началась 01.04.2014 года. В первую очередь деятельность исполнителей проекта была направлена на создание материально-технической и методической базы для организации группы кратковременного пребывания слепых дошкольников в специальной (коррекционной) школе. Велось информирование населения Алтайского края и Республики Алтай о начале реализации проекта «Светоцветики». Обрабатывались заявления родителей (законных представителей) детей, желающих принять участие в проекте, составлялись списки детей. Привлекались узкие специалисты для реализации проекта (логопед, тифлопсихолог, специалист по пространственной ориентировке, специалист по охране, коррекции и развитию зрительного восприятия, музыкальный руководитель, врач - офтальмолог). Готовились помещения для работы группы кратковременного пребывания дошкольников. Заказывалось, приобреталось и устанавливалось необходимое оборудование, создавались учебно-методические комплексы. Привлеченные специалисты прошли обучение, повысив профессиональную компетентность в вопросах дошкольного образования. Были разработаны адаптивные программы по развитию и коррекции речи, по сенсорно-моторному развитию, по мимике, пантомимике и коррекции коммуникативной деятельности, по ориентировке в пространстве и ЛФК, ритмике и музыкальному воспитанию.


Большое значение имело создание сенсорной комнаты. Для слепого ребенка и ребенка с глубоким дефектом зрения сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного развития в значительной степени зависит от того насколько ребенок с нарушениями зрения видит и осязает окружающее. В сенсорной комнате выделена аромазона. Помимо медицинского и профилактического эффекта, ароматерапия помогает в достижении коррекционно-развивающих целей. Применение натуральных эфирных масел дает возможность значительно расширить чувственный опыт слепого ребенка, соотнести запахи с предметами или явлениями. Запахи растений, цветов, кулинарные запахи, бытовые запахи, производственные запахи – все это необходимо слепому ребенку для того, чтобы ориентироваться в окружающем его мире, социализироваться и адаптироваться в нем.


Было составлено расписание коррекционных занятий. Занятия с детьми-дошкольниками начались с 17 .09.2014г.
Начало практической реализации проекта было весьма непростым. Тифлопедагоги столкнулись с большими трудностями. Дети- дошкольники в большинстве своем, оказались не социализированы. Они пугались педагогов, других детей, отказывались идти на контакт. Часто во время занятий наблюдались эмоциональные срывы. Родителям приходилось находиться рядом, порой держать ребенка на коленях. Терпение и профессионализм педагогов помогли преодолеть эти проблемы.


К концу реализации проекта видны позитивные результаты. Дети перестали испытывать страх перед педагогами и другими детьми, они стали более общительными, раскрепощенными, дисциплинированными. Стали заниматься самостоятельно в отсутствие родителей. Они стали более активны, способны выразить свои чувства. С интересом работают с развивающими дидактическими материалами. Стали более уверено ориентироваться в малом пространстве, хотя ориентировка в большом пространстве пока еще вызывает страх. Постепенно формируются приемы осязательного обследования предметов. Это длительный процесс, который не заканчивается к началу школьного обучения. Заметны сдвиги в развитии речи, которая служит мощным средством компенсации зрительного дефекта. С помощью слова дети приобретают знания о различных предметах и явлениях, рассуждения помогают им лучше и глубже понять окружающий мир, решать различные задачи, которые ставит перед ними жизнь. Дети с наслаждением проводили время в сенсорной комнате, где шум водопада, спокойная музыка, звуки природы, световые эффекты действовали на них успокаивающе, повышали настроение. Занятия ритмикой и ЛФК способствовали улучшению координации, позволяли ребенку почувствовать свое тело и руководить им. Особенно это заметно у детей с ДЦП, которым очень нравились именно эти занятия. Положительная динамика прослеживается по всем направлениям деятельности: мелкая моторика, познавательная логистика, учебная алгоритмизация. По сравнению с периодом начала реализации проекта на 40% сократилось время выполнения базовых заданий (сбор мозаик, конструкторов, распределение объектов по размеру и форме). Дети дошкольного возраста стали в большинстве своем выполнять всю программу занятия и выполнять при помощи родителей домашнее задание.


Проект решал и задачи социализации слепых дошкольников. Все дети были задействованы в подготовке и проведении Новогодней елки. Дошкольники целевой группы проекта участвовали в ежегодном краевом фестивале детского художественного творчества детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в краевых, государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах «Поверь в себя». Для подготовки к фестивалю были привлечены педагоги дополнительного образования: хореограф и специалист по вокалу. При помощи волонтеров проекта и детей ближайшего окружения участники целевой группы проекта приняли участие в школьной спартакиаде, посвященной 70-летию Победы в ВОВ.


Привлекались волонтеры из числа педагогов и обучающихся школы-интерната с целью создания дидактического материала в формате «тактильных книг». Развитие тактильных ощущений и моторики – обязательное условие в обучении слепого ребенка. Хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев слепого ребенка в значительной степени компенсирует отсутствие зрения.
В ходе реализации проекта «Светоцветики» велась работа и с родителями. Была составлена и выполнялась программа «Мы вместе». Большая группа родителей дошкольников, участников проекта посещали обучающие семинары, мастер-классы, открытые коррекционные занятия. Для родителей издавались брошюры, были напечатаны методические пособия. Постоянно тифлопедагоги проводили консультации с родителями по волнующим их вопросам. Родителям особых детей некуда обратиться за грамотными консультациями, тем более прийти и посмотреть, как процесс подготовки детей со зрительными проблемами проходит в реальном времени. В этом направлении эффективность проекта находится на максимально высоком уровне. Семейная ситуация стала более комфортной, исчезают страхи перед будущей жизнью ребенка – инвалида, намечаются перспективы реализации жизненных планов, улучшилось психологическое состояние детей и родителей, когда они поняли, что не остались со своей проблемой один на один.


Главным результатом проекта стала успешная социализация и адаптация слепых ребят дошкольного возраста, подготовка их к основной учебной и творческой деятельности. Об этом говорит тот факт, что многие дети, участники проекта стали в 2015 году первоклассниками, и первый месяц учебы показал, что они без особых проблем влились в школьный коллектив. Опыт реализации проекта показал, что слепой ребенок может быстро адаптироваться к новым условиям проживания и обучения в специальной школе - интернате, или же в условиях массовой школы, где есть инклюзивное образование. Те дети, которые еще не достигли школьного возраста, будут продолжать занятия.

Просмотров: 154 | Добавил: direktor | Рейтинг: 0.0/0