Главная » Статьи » Наши консультации » Логопед - родителям

В категории материалов: 9
Показано материалов: 1-9

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Детский аутизм. Что это такое? Абрамова Т.Н. В настоящее время увеличилось количество детей с детским аутизмом. Об этом говорят не только специалисты, эта проблема стала доступна всем в средствах массовой информации. Так что же это такое? Детский аутизм – это специфический вариант нарушенного развития ребёнка, когда уже в дошкольном возрасте наблюдаются признаки аутизма. По данным исследований специалистов, у такого ребёнка уже к 2,5 – 3 годам формируется полная картина заболевания. В раннем возрасте развитие этого ребёнка отличается тем, что он отказывается от материнского молока, отсутствует реакция на появление родителей и их голоса, у него наблюдается нежелание устанавливать контакт глаза - в - глаза, мимика ребёнка скудная, дети редко улыбаются, могут быть попытки уклоняться от прикосновений. Движения ребёнка часто стереотипные (повторяющиеся): прыжки, раскачивание туловищем, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.п. В речевом развитии часто наблюдаются эхолалии (повторения чужих слов, фраз), набор штампованных фраз, о себе дети говорят во втором или третьем лице. В речевом развитии некоторые дети могут даже опережать своих сверстников в развитии, а другие – отставать. Речь аутичного ребёнка является как бы речью для самого себя, так как с появлением фразовой речи у ребёнка возникает серьёзная проблема: он избегает речевой контакт с детьми и окружающими взрослыми. Основная речевая функция – общение. Психологи говорят, что установление речевого контакта и общение ребёнка со сверстниками и окружающими людьми является одним из ведущих факторов в развитии личности ребёнка. А поскольку основная речевая функция у аутичного ребёнка нарушена, то мы наблюдаем нарушенный вариант развития личности ребёнка. Такие дети очень чувствительны к перестановке предметов. Изменение в обстановке может вызвать чувство страха. Эти дети ощущают чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми. Такой ребёнок не играет со сверстниками в сюжетные игры; игра крайне однообразна и стереотипна. В игре ребёнок использует необычные материалы для игры: обувь, верёвки, провода и т.п. Наблюдается также сверхпривязанность к некоторым предметам и нежелание с ними расставаться. Часто у такого ребёнка обнаруживаются трудности в формировании навыков самообслуживания. Совокупность таких признаков может насторожить родителей. Но оценивать состояние ребёнка и ставить диагноз должны специально подготовленные врачи-психиатры. Задача родителей – быть внимательными к своему ребёнку и вовремя обращаться за консультацией к специалисту.

Логопед - родителям | Просмотров: 168 | Добавил: direktor | Дата: 30.05.2016

На индивидуальной консультации, после проведённого логопедического обследования, мама шестилетнего малыша может услышать: «У вашего ребёнка нарушение фонематического слуха». Что такое слух – мама понимает и знает при этом, что её ребёнок вообще-то хорошо слышит. Так оно и получается: нарушение именно фонематического слуха часто наблюдается у хорошо слышащего ребёнка. Так в чём же дело? Фонематический слух – это способность к правильному слуховому восприятию и различению звуков (фонем) в речи. А раз дело в звуках, то становится понятно, что нарушение фонематического слуха бывает тогда, когда в дошкольном возрасте у ребёнка формирование правильного произношения звуков происходит с задержкой и далее формирование звукопроизношения затруднено до поступления в школу. Это нарушение правильного произношения звуков и есть фонетический дефект. Фонетический дефект тесно связан с фонематическими нарушениями. Если какой-либо звук у ребёнка не произносится правильно, то он может заменять один звук другим, который он произносит правильно, например, мышка – «мыска», кукла – «куква», шишка – «фыфка, сыска». Кроме этого, у ребёнка может наблюдаться перестановка звуков в словах: пока – «копа», а также нарушение слоговой структуры слова. Это и есть фонематическое нарушение. Какую помощь нужно оказать ребёнку, имеющему фонетико – фонематическое нарушение? Тут нужна помощь логопеда по постановке звука, автоматизации и введению его в речь. Но и это ещё не всё. Если ребёнок заменяет в речи хорошо поставленный звук на другой, то логопед дифференцирует (учит различать) звук, который ребёнок не отличает от другого звука, сходного по звучанию и образованию. И чем больше нарушенных звуков имеется, тем сложнее и длительнее работа по устранению данных проблем в устной речи дошкольника. Поэтому необходимо своевременно, до поступления в школу, поставить все звуки, ввести их в речь и, если необходимо, провести дифференциацию звуков, устранить фонематическое нарушение. Очень часто фонетико – фонематическое нарушение входит как часть речевого нарушения в другое, более серьёзное нарушение, которое обозначается как «Общее недоразвитие речи». Если в дошкольном возрасте не исправить в устной речи фонетико-фонематичекое нарушение, то при обучении в 1-ом классе у ребёнка появятся уже более сложные проблемы в письменной речи, которые будут обозначены учителем – логопедом как «Дисграфия» и «Дислексия».

Логопед - родителям | Просмотров: 173 | Добавил: direktor | Дата: 25.05.2016

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих различное нарушение звукопроизношения. Дети с нарушением звукопроизношения представляют неоднородную группу, т.к. нарушение звукопроизношения может быть в более лёгкой форме, которая определяется одним термином – дислалия. Другое, более сложное нарушение звукопроизношения, называется стёртая дизартрия. Дизартрия – это нарушение звуковой и произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. После рождения ребёнка с данной патологией неврологи выявляют наличие различной неврологической симптоматики (минимальные мозговые дисфункции, особенности общей и мелкой моторики, трудности в развитии речевой моторики). Родители, которые подозревают у своего малыша дизартрию, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения, должны обратить внимание на следующие моменты: Как ребёнок ест. Такие малыши плохо берут грудь, вяло сосут, потому что у ребёнка ограничена подвижность лицевой мускулатуры, поэтому обычно эти дети плохо прибавляют в весе. Позднее, когда дети уже должны самостоятельно есть, наблюдается ситуация, когда ребёнок сравнительно поздно начинает жевать, да и сам процесс пережёвывания пищи обращает на себя внимание. Часто такой ребёнок протестует против твёрдой пищи: моркови, яблок и др. Если родители ограничивают или вообще не дают ребёнку такую пищу, то развитие жевательной мускулатуры ещё больше усугубляется. Как ребёнок манипулирует, играет с различными предметами, как ползает, как начинает ходить и двигается, как развивается мелкая моторика рук. Такие малыши неуклюжи в движениях, которые требуют точной и скоординированной работы различных групп мышц. Мелкая моторика рук развита недостаточно, поэтому над проблемой застёгивания пуговиц и завязывания шнурков взрослым нужно будет изрядно потрудиться. У детей могут наблюдаться некоторые нарушения координации движений и чувства равновесия. Ребёнку сложно выполнять определённые двигательные упражнения, а также танцевать под музыку. Когда ребёнок начинает произносить первые слова и фразы, насколько речь ребёнка внятна. Стёртая дизартрия для родителей ярко проявляется, как правило, к 4-5 годам, когда формируется произносительная сторона речи и родители начинают замечать, что речь ребёнка невнятна, причём грубо страдает произношение нескольких звуков речи, так как имеется недоразвитие речевой моторики. При активном артикулировании может наблюдаться выделение слюны. У ребёнка с трудом формируется фразовая речь. Необходима консультация невролога и логопеда. Есть ли проблемы в строении артикуляционного аппарата. Наблюдается трудности дифференциации и патологическое положение языка и губ при выполнении определённых движений; мышечный тонус языка может быть повышен или понижен, и это создаёт серьёзное препятствие для правильного произношения звуков. В данном случае необходима консультация невролога. У ребёнка может быть нарушено строение подъязычной связки ( уздечки), а также уздечки верхней губы, поэтому, при патологиях в строении артикуляционного (речевого) аппарата нужно как можно раньше обратиться к детскому хирургу – стоматологу за консультацией. В дошкольном возрасте эффективная коррекция стёртой дизартрии возможна только при комплексном подходе, когда ребёнок должен пройти полное обследование у невролога, получить необходимую медицинскую помощь и обратиться за помощью к логопеду. Ребёнку также крайне необходимо как можно раньше получить логопедическую помощь с целью устранения имеющихся речевых нарушений в дошкольном возрасте и подготовки к школьному обучению.

Логопед - родителям | Просмотров: 250 | Добавил: direktor | Дата: 25.05.2015


Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым и активно развивался, чтобы самостоятельная речь ребёнка была правильной и выразительной. И язык – сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, играет очень важную роль в становлении ребёнка как личность.
Ребёнок растёт, развивается, начинает произносить первые слова, фразы, затем формируется связная речь. Но вот родители замечают, что с произношением звуков у ребёнка не всё в порядке. В чём же причина? А одной из причин такого нарушения могут быть особенности или нарушения в строении артикуляционного (речевого) аппарата. Что же особенного может быть в строении языка?
Микроглассия (маленький язык) приводит тому, что у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются проблемы с пищеварением, ребёнок недобирает вес и может отставать в психо-физическом развитии. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты произношения звуков. В случае микроглассии детский хирург-стоматолог решает, в каком возрасте делать пластику языка. После операции - реабилитационный период и занятия с логопедом.
Макроглоссия (массивный язык) Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. На помощь вновь приходит детский хирург-стоматолог, который делает пластику, - операцию по уменьшению мышечной массы языка.
Ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык»). В наши дни эта ошибка природы устраняется с помощью пластической операции.

Подъязычная уздечка в своём строении может иметь отклонение от нормы. В таком случае, например, уздечка может представлять плотный короткий тяж, который близко прикреплён к кончику языка или, наоборот, уздечка тонкая, почти прозрачная, но её передний край близко прикреплён к кончику языка. Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки существенно ограничивают подъём и движения языка и препятствуют своевременному появлению не только твёрдого и мягкого варианта звука [р]; шипящих звуков: [ж], [ш], [ч], [щ]; соноров: [л],[л’], [й’]; но и заднеязычных: [к], [г], [х].
Родители обычно не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они думают о том, что «проблемная» уздечка с помощью упражнений якобы растянется. Подобное заблуждение приводит к тому, что проблема с уздечкой не решается, звуки не появляются. В процессе логопедической работы уздечка не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что что-то где-то там «растянулось». На самом деле растягивается время для постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.
Для того, чтобы родителям вовремя выявить данные проблемы в строении артикуляционного аппарата и оказать своевременную логопедическую помощь своему ребёнку, нужно при посещении стоматолога попросить его провести процедуру осмотра подъязычной уздечки и при необходимости получить медицинскую помощь уже у хирурга-стоматолога.

Логопед - родителям | Просмотров: 277 | Добавил: direktor | Дата: 25.05.2015


В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих данное речевое нарушение. Дети с дизартрией представляют неоднородную группу, т.к. могут наблюдаться как тяжёлые формы дизартрии, а также более лёгкие «стёртые» проявления, которые выражаются в различных нарушениях устной речи у детей как с сохранным, так и с нарушенным интеллектом.
Дизартрия – это нарушение звуковой и произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
При стёртой дизартрии может нарушаться произношение гласных и согласных звуков, так как грубо нарушено развитие речевой, артикуляционной моторики, обусловленное наличием очаговой неврологической симптоматики. Наблюдается патологическое положение языка во рту; недостаточная точность, неполнота объёма и замедленность, трудности дифференциации движений языка и губ. Мышечный тонус артикуляционной мускулатуры может быть повышен или понижен, и это всё создаёт серьёзное препятствие для правильного произношения звуков.
У такого ребёнка может наблюдаться, как говорят, «каша во рту». Дефекты звукопроизношения могут быть в виде искажения звуков, либо звук может отсутствовать или заменяться другим звуком, более простым в произношении; также может быть смешение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. У ребёнка со стёртой дизартрией бывает нарушено несколько звуков. Часто наблюдается смягчённое произношение согласных звуков в речи.
Стёртая дизартрия также часто сочетается не только с недоразвитием фонетико - фонематического компонента устной речи, но и с недоразвитием лексической и грамматической стороны речи. Дети также затрудняются в произношении слов с более сложной звуко-слоговой структурой.
Речь маловыразительна, тембр голоса чаще низкий, голос тихий, темп речи может быть ускоренный или замедленный. Назализация, когда ребёнок говорит «в нос», (не имеется в виду простудное заболевание), является также признаком стёртой дизартрии. При активной работе со звуком у ребёнка наблюдается обильное выделение слюны.

В дошкольном возрасте эффективная коррекция стёртой дизартрии возможна только при комплексном подходе, когда ребёнок должен пройти полное неврологическое обследование у невролога и находиться у него на «Д» учёте.
Ребёнку также крайне необходимо получить логопедическую помощь с целью устранения имеющихся речевых нарушений в дошкольном возрасте и подготовки к школьному обучению.
Данная категория детей при обучении русскому языку в начальной школе испытывает особые трудности при формировании навыков письма, поэтому эти дети уже в 1-ом классе нуждаются в специальной помощи учителя-логопеда.

Логопед - родителям | Просмотров: 728 | Добавил: direktor | Дата: 19.01.2015

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ РЕБЁНОК БЫЛ УСПЕШНЫМ?

1. Для более успешного обучения в 1-ом классе важно, чтобы до поступления в школу, ребёнок научился правильно произносить все звуки русского языка. Если этого не происходит, ребёнок будет испытывать большую нагрузку при обучении, т.к. ему нужно будет работать над исправлением звукопроизношения. Кроме этого, ребёнок может «путать», не различать эти нарушенные звуки с другими звуками, которые сходны с ними по звучанию.
Логопед - родителям | Просмотров: 279 | Добавил: direktor | Дата: 31.03.2014

Алалия – это отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития ребёнка.

Логопед - родителям | Просмотров: 260 | Добавил: direktor | Дата: 10.03.2014

Общее недоразвитие речи. « Домашняя » диагностика.
Логопед - родителям | Просмотров: 498 | Добавил: direktor | Дата: 01.11.2011

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи.

Логопед - родителям | Просмотров: 1136 | Добавил: direktor | Дата: 10.06.2010