Главная » Статьи » Наши консультации » Логопед - учителям

Фонетико-фонематическое нарушение. Что это такое?

На индивидуальной консультации, после проведённого логопедического обследования, мама шестилетнего малыша может услышать: «У вашего ребёнка нарушение фонематического слуха». Что такое слух – мама понимает и знает при этом, что её ребёнок вообще-то хорошо слышит. Так оно и получается: нарушение именно фонематического слуха часто наблюдается у хорошо слышащего ребёнка. Так в чём же дело? Фонематический слух – это способность к правильному слуховому восприятию и различению звуков (фонем) в речи. А раз дело в звуках, то становится понятно, что нарушение фонематического слуха бывает тогда, когда в дошкольном возрасте у ребёнка формирование правильного произношения звуков происходит с задержкой и далее формирование звукопроизношения затруднено до поступления в школу. Это нарушение правильного произношения звуков и есть фонетический дефект. Фонетический дефект тесно связан с фонематическими нарушениями. Если какой-либо звук у ребёнка не произносится правильно, то он может заменять один звук другим, который он произносит правильно, например, мышка – «мыска», кукла – «куква», шишка – «фыфка, сыска». Кроме этого, у ребёнка может наблюдаться перестановка звуков в словах: пока – «копа», а также нарушение слоговой структуры слова. Это и есть фонематическое нарушение. Какую помощь нужно оказать ребёнку, имеющему фонетико – фонематическое нарушение? Тут нужна помощь логопеда по постановке звука, автоматизации и введению его в речь. Но и это ещё не всё. Если ребёнок заменяет в речи хорошо поставленный звук на другой, то логопед дифференцирует (учит различать) звук, который ребёнок не отличает от другого звука, сходного по звучанию и образованию. И чем больше нарушенных звуков имеется, тем сложнее и длительнее работа по устранению данных проблем в устной речи дошкольника. Поэтому необходимо своевременно, до поступления в школу, поставить все звуки, ввести их в речь и, если необходимо, провести дифференциацию звуков, устранить фонематическое нарушение. Очень часто фонетико – фонематическое нарушение входит как часть речевого нарушения в другое, более серьёзное нарушение, которое обозначается как «Общее недоразвитие речи». Если в дошкольном возрасте не исправить в устной речи фонетико-фонематичекое нарушение, то при обучении в 1-ом классе у ребёнка появятся уже более сложные проблемы в письменной речи, которые будут обозначены учителем – логопедом как «Дисграфия» и «Дислексия».

Категория: Логопед - учителям | Добавил: direktor (25.05.2016)
Просмотров: 52 | Рейтинг: 0.0/0